О серебряных окладах, греческих иконах и стоимости икон раньше и сейчас
В России иконы в серебряном окладе появились в 12 веке, и цены на них были очень высокими. И лишь с 1730 года, когда на Урале открыли залежи серебра, производство серебряных окладов подешевело.
Иконы “одевают” в серебряные оклады или ризы для того, чтобы cберечь их от внешних воздействий, а также для того, чтобы выразить свое почтение и благодарность святым. Иконы в золотых и серебряных окладах, покрытых дрaгоценными камнями, филигранью и эмалью присутствовали в домах богатых людей, у людей победнее были образы с латунными окладами, посеребренными сверху.
В настоящее время чаще всего атрибутируют (то есть определяют признаки произведения искусств) икону по серебряному окладу, а оклад – по клеймам. На клеймах 19 века обозначен город, где произведена икона, проба серебра, чаще всего 84-ая, дата и именник – штамп мастера.
Как правильно выбрать греческую икону
Почитание икон пришло к нам из средневековой Византии, а греческие иконы до сих пор имеют высокую цену.
После падения Римской империи в 4 веке и разделения ее на Западную и Восточную, Восточная часть стала называться Византией. Византия переняла лучшие культурные традиции Древнего Рима и дала миру образы искусства, отличающиеся глубокой одухотворенностью и силой выразительности. На византийских иконах – отстраненные, скорбные лики, погруженные в безмолвную молитву.
Особенно почитаются образы, созданные в монастырях Старого Афона в 19 -20 веках. В афонских иконах сочетаются традиции художников периода Ренессанса и греческих иконописцев византийского периода.
Интересно, что на горе Афон есть не только греческие, но и русские монастыри, самые известные из них – Пантелеймоновский монастырь, Андреевский и Ильинский скиты. Паломники из России вывезли оттуда множество икон, которые тоже называют афонскими, но имеют свои особенности, а именно:
- крупный силуэт на золотом фоне;
- иконография, подражающая древней;
- светотени c мягкими переходами;
- условная трактовка ликов, лишенная всякой “портретности”;
- ровнейшая, без рельефа, поверхность досок, получающаяся за счет многократного нанесения масляной краски;
- несоблюдение анатомических пропорций (лики и кисти рук более крупные по отношению к телу).
В русских афонских монастырях распространены иконы Божьей матери: Троеручница, Скоропослушница, Иверская, Достойно есть, Вратарница.Также почитают образ святого Пантелеймона.
В основе современной греческой иконы – пластик или дерево, а оклад выполнен из серебра самой высокой пробы.
Настоящую греческую икону купить не так просто. Во-первых, она должна быть произведена в Греции, следовать византийским образцам, то есть пропорции фигур должны быть удлиненными, колорит – сдержанным, композиция – лаконичной. Проба серебряной ризы – высшей.
Самая дорога икона в мире – это греческая икона “Умиление”, написанная в 15 веке иконописцем из Константинополя. Ее цена – 1 миллион 150 тысяч евро.
Сколько стоили иконы тогда и сейчас
До 20-го века иконой, как предметом определенных художественных достоинств, никто не интересовался. Ее почитали как святыню, прикладывались к ней, ждали от нее исцеления, утешения, совета.
Перед государством стояла задача создавать для народа недорогие в производственном отношении, доступные иконы с упрощенной иконографией. А задача для мастера – написать как можно больше икон с меньшими затратами, и за труд крестьянина-художника платили так же, как и за труд обычного ремесленника.
Простые люди 19 века были нетребовательны к художественной ценности произведения и цену иконы видели в ее чудотворной и исцеляющей сущности, поэтому совершали паломничества в отдаленные уголки России.
Цена иконы зависела от ее размера, от известности мастера, написавшего ее, от количества изображаемых святых, использования драгоценных металлов и прорисовки орнамента. Так, в Валаамском монастыре маленькая простая иконка на кипарисовой дощечке стоила 7 копеек, а большой образ с серебряным окладом “с позолотою” стоила 145 рублей.
В настоящее время цена иконы зависит от времени написания, состояния, размера, уровня письма, драгоценности и толщины серебряного оклада и варьирует от десятков и сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.
Вот примерные цены на иконы 19 века в серебряном окладе, которые продаются в настоящее время: образ “Святого Николая” – цена 80 тысяч рублей; образ ‘Спаса Нерукотворного’ – цена 95 тысяч рублей; образ “Святого Пантелеймона” – цена 70 тысяч рублей.
Как почистить серебряный оклад в домашних условиях
- Сделать 10% раствор аммиака (нашатыря, нашатырного спирта).
- Замочить серебряный оклад на полчаса в этом растворе.
- Чистить ушной ватной палочкой, периодически смачивая ее аммиачным раствором, начиная с правого верхнего угла серебряного оклада, постепенно продвигаясь влево и вниз.
- В труднодоступных местах можно использовать жесткую щеточку.
- Если на окладе имеются островки позолоты, не прикасаться к ним (!), так как они придают серебряному изделию старинный шарм.